Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР

Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР.
«Першпективная дорога»/«Столичный тракт»
Сроки: 1712–1746 (1764)
Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн рублей* (2 млн имперских рублей)
* Здесь и далее — в ценах 2020 года. Это приблизительная стоимость, которую мы рассчитали на основе данных о фактической цене проекта на период реализации. Номинальную стоимость мы скорректировали на уровень инфляции в соответствии с данными ЦБ РФ и ФРС США.
Задолго до основания Санкт-Петербурга существовал стратегически важный путь, который соединял Москву с важнейшими северными городами, прежде всего, с Тверью и Великим Новгородом. Долгие десятилетия дорога оставалась важнейшей артерией России, пока в 1703 году не был основан Санкт-Петербург. Новому городу, ставшему столицей, жизненно необходимы были кровеносные артерии — дороги.
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496262/e39952ff26e0c0e1e8ff662caa8f210969a1579c.jpg)
«Заложение С.Петербургской крепости». С рис. А. Шарлеманя издание 1860-х гг.
Фото: wikipedia.org/Шарлемань, catalog.shm.ru
Для связи столиц Пётр I решил построить «першпективную» (прямую) дорогу. Расстояние по старой дороге через Новгород и Торжок составляло 735 вёрст, по новой получалось 593 версты. По первоначальной задумке Петра I, дорога должна была соединить старую и новую столицы по прямой линии, но из-за особенностей рельефа и для повышения экономической эффективности маршрут изменили, включив в него несколько древних дорог. В итоге длина тракта составила 770 вёрст (821 км).
От Санкт-Петербурга прямая дорога прошла по лесистым, болотистым малонаселённым землям Новгородской убернии. Строили дорогу в основном крестьяне, жившие в 50 вёрстах от новой дороги. Они получали за это денежное вознаграждение.
Строительство тракта велось мощением связанными прутьями (фашинами), несколько слоёв которых разделялись слоями грунта и брёвен.
Сразу после смерти Петра I новую дорогу на время забросили — вместо неё пользовались старой Московско-Новгородской. Достроили магистраль лишь к 1746 году, когда страной правила императрица Елизавета Петровна. При ней же начался масштабный ремонт уже успевших износиться участков, который продлился ещё 20 лет.
Дорога не имела твёрдого покрытия, но на долгие годы стала лучшей магистралью в России. В 1786 году был утверждён проект мощения дороги булыжником, однако этим планам помешала начавшаяся русско-турецкая война. В начале XIX века на участке было построено Московское шоссе — первая крупная дорога с твёрдым покрытием в России.
В 1840-х годах по линии «першпективной» Московско-Петербургской дороги прошла Николаевская железная дорога.
- С 1742 года участок дороги между Санкт-Петербургом и Новгородом стал платным для всех проезжающих. Плата составляла 2 копейки за прогон одной коровы или лошади (за 10 копеек можно было купить пуд хлеба — более 16 кг), 3 копейки за всадника и 4 копейки за каждую лошадь в повозке. Зимой плата была вдвое меньше. От подати были освобождены военные при исполнении приказа. Но платная дорога не смогла компенсировать вложенные в неё деньги. Более того, она не покрывала даже траты на зарплату её служителям. В итоге плату отменили чуть более чем через 10 лет.
Великая северная экспедиция
Сроки: 1733–1743
Стоимость: 100–900 млрд рублей (1,5 млн имперских рублей)
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496326/29f45ee2c1c5c53af345e766f4712d52264cec7f.jpg)
Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции
Фото: РАН (Russian Academy of Science)
Великая северная экспедиция стала первым крупным мероприятием Российской академии наук. Идею этого проекта сенату и императрице Анне Иоановне подкинул российский мореплаватель голландского происхождения Витус Беринг. Исследовать труднодоступные области империи он захотел почти сразу после возвращения из Камчатской экспедиции (в которой исследовал западное побережье моря, которому впоследствии будет присвоено его имя).
В итоге он и возглавил один из отрядов экспедиции. Главными целями всего проекта были уточнение границ северо-восточного побережья Евразии, от Печоры до Чукотки и исследование Дальнего Востока. Она включила в себя ряд морских географических экспедиций в Арктике, Сибири, у берегов Северной Америки и Японии.
В проекте (основных и вспомогательных работах) приняли участие несколько тысяч человек. Непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек.
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496329/cc3280f1299c9b1ecc95ac61b4a9f518d6df9601.jpg)
Пакетбот «Святой Пётр» на рисунке XIX века
Фото: wikipedia.org
Путешествия оказались очень тяжёлыми. Например, два экспедиционных судна «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые должны были отыскать путь в Северную Америку, потеряли друг друга во время шторма у северо-западных берегов Америки. И мореплавателям пришлось путешествовать дальше раздельно. Во время вынужденной зимовки на острове, который впоследствии назвали в честь Беринга, от цинги скончалась большая часть команды «Святого Пётра», включая самого Витуса.
Но несмотря на сложности и драматичность проекта, его участники за 10 лет открыли Алеутские и Командорские острова, северо-западную часть Северной Америки и северный путь в Японию, установили очертания Таймыра и Ямала, описали устья и средние течения всех крупных рек и все крупные заливы арктических морей российского побережья, а также достигли северной точки Евразии — мыса Челюскина, описали восточные очертания материка. Обработка научных результатов экспедиции заняла многие годы.
- Великая северная экспедиция — крупнейший или как минимум один из самых масштабных географических проектов в истории. По его итогам на карту нанесли 13 000 км побережья Северного Ледовитого океана, что не имеет аналогов.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года
Сроки: 1813–1825
Стоимость: 1 трлн рублей (6,5 млн имперских рублей)
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496338/d6db4b03176c2cc4addf271d2c039d35f443a0ba.jpg)
Картина Виктора Мазуровского «Московский пожар (1812)»
Из-за пожара, который вспыхнул в столице во время оккупации войсками Наполеона, сгорели 6496 жилых домов из 9151 (71%), более 8000 лавок и складов и 122 из 329 (37%) храмов. Кроме того, столица пострадала и от рук противника: французские войска частично разрушили стены, башни и постройки московского Кремля.
После отступления войск Наполеона полиция составила список сгоревших, взорванных и уцелевших строений. Согласно описи, на Тверской улице сохранились лишь 12 домов, в Китай-городе — два. Сгорел Московский университет с библиотекой и архивами. Общий ущерб от пожара составил 320 млн рублей (в ценах того времени).
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496344/963d91db3d18493afffc12da70e02ea784b80412.jpg)
Карта разоренной Москвы из книги Александра Булгакова «Русские и Наполеон Бонапарте», 1813 год
По указу императора Александра I для восстановления города создали специальную Комиссию о строении Москвы. Она получила беспроцентный кредит на 5 млн рублей, а также несколько кирпичных заводов. Позднее были выделены ещё более 1,5 млн рублей на благоустройство московских улиц.
Примечательно, что деревянные дома продолжали возводиться — из-за «недостаточного финансирования».
Хотя в целом восстановление Москвы было практически завершено в 1820-х годах, комиссия продолжала работать до 1843 года.
- Работы по восстановлению Москвы после пожара во многом определили привычный облик центра города. Красная площадь, а также башни и стены Кремля были реконструированы, появился Александровский сад. Многие улицы расширили, на месте укреплений Земляного города создали широкую кольцевую улицу с тротуарами и палисадниками — Садовое кольцо. В этот период также сформировалось особое московское направление классицизма.
Санкт-Петербурго-Московская (Николаевская) железная дорога
Сроки: 1843–1851
Стоимость: 1,3 трлн рублей (67 млн имперских рублей)
Николаевский вокзал Санкт-Петербурга
Фото: flickr.com
Строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой стартовало в 1843 году. Первоначально магистраль должна была пройти через Новгород, но это вариант был длиннее на 30 км и дороже на 17,5%. Император Николай I лично принял решение о прохождении дороги по прямому направлению, без Новгорода.
Ежегодно в работах участвовали до 40 000 человек. Все объекты линии строились подрядным способом. На работы нанимали крепостных и государственных крестьян. Первых зачастую отправляли на стройку без их согласия — подрядчики заключали договоры с помещиками. При этом для строителей были установлены нормы по выработке и чёткий график. Условия труда были довольно тяжёлыми. Однако рабочих бесплатно кормили. Также им выплачивали зарплату. Но из-за системы штрафов сумма, которую получали строители на руки, иногда оказывалась ничтожной.
Железная дорога строилась с минимальным использованием иностранных материалов. Паровозы для магистрали производил Александровский чугунолитейный завод в Санкт-Петербурге. Всего были построены 34 станции с вокзалами четырёх классов. Для связи между станциями использовали телеграф компании Siemens.
:no_upscale()/imgs/2021/02/05/00/4496938/994389d31387f1df88862b6c739b63ff1ca949dd.jpg)
Мост через реку Мста на Петербург-Московской железной дороге.
Движение на различных участках магистрали открылось в 1847–1851 годах. Дорога прошла по территориям семи губерний, а её общая длина составила 604 версты (645 км). Позже к железной дороге присоединили другие линии.
Плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла: 19 рублей в первом классе, 13 рублей — во втором и 7 рублей — в третьем. Пассажиров также перевозили в товарных поездах и открытых платформах со скамьями. Цена такой поездки составляла 3 рубля (за рубль в эти годы можно было купить 1 кг масла или 2–2,5 кг говядины).
- В районе станции Мстинский мост (Новгородская губерния) из-за перепада высоты железная дорога делала резкий изгиб — так называемый Веребьинский обход. Это породило легенду о том, что император лично прочертил маршрут железной дороги на карте по линейке, но возле реки Мсты карандаш очертил палец руки, которой Николай и держал линейку. В действительности, по плану этот участок был прямым, а маршрут скорректировали из-за рельефа местности.
Великий сибирский путь/Транссибирская магистраль
Сроки: 1891–1916
Стоимость: 5–7 трлн рублей (1–1,5 млрд имперских рублей)
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/15/4496363/0d23014e0eccf305fa16c54a254263ccf0430f9e.jpg)
Ханен, Фредерик де, Транссибирская магистраль, около 1913 года.
Строительство крупнейшего железнодорожного проекта в истории — Транссибирской магистрали — началось в 1891 году. Новая железная дорога соединила Центральную Россию с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Общая длина построенных железнодорожных мостов и тоннелей составила более 100 км.
Строительство велось за счёт собственных средств, в нём ежегодно участвовали до 80 000 человек. К работам привлекали сибирских крестьян и переселенцев из Центральной России. В строительстве также участвовали солдаты, ссыльные арестанты и квалифицированные специалисты.
Для спрямления магистрали в китайской провинции Маньчжурия была построена Восточно-Китайская железная дорога, взятая в концессию на 80 лет. Магистраль сдали в эксплуатацию в 1903 году, при этом на Байкале действовала паромная переправа. В 1905 году завершилось строительство Кругобайкальской железной дороги, что позволило отказаться от пересадки на паром.
После окончания Русско-японской войны возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, в связи с чем в 1906–1916 годах была сооружена Амурская железная дорога.
- Транссибирская магистраль — поистине культовое сооружение, аналогов которому нет.
- Она стала самой длинной железной дорогой в мире — 9100 вёрст (около 10 000 км). Это звание она сохраняет до сих пор.
- Сейчас Транссиб проходит через более чем 80 городов, 16 крупных рек, на протяжении 207 км тянется вдоль озера Байкал.
- Самый длинный мост на Транссибе был построен в 1913–1916 годах через реку Амур — его длина 2,5 км.
Беломорско-Балтийский канал
Сроки: 1931–1933
Стоимость: 50 млрд рублей (101 млн советских рублей)
:no_upscale()/imgs/2021/02/04/23/4496933/b5fa87722fa6357cd17581ce62adac3d0425d93f.jpg)
Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорско-Балтийском канале (1931 — 1933)
227-километровый канал соединил Белое море с Балтийским (через Онежское озеро). Проект до сих пор считается уникальным: канал со средней глубиной около 5 м включает 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и ряд других устройств.
Для своего масштаба канал имел довольно невысокую стоимость и возводился в рекордные сроки. Чтобы стимулировать рабочих, которых называли «каналоармейцами», применялось стимулирующее питание (т.н. «котловка») — за ударный труд кормили лучше и больше. А ещё вручали денежную премию. Поддерживали мотивацию и соревнованиями между бригадами.
Но труд был тяжёлым: работы велись вручную без применения техники. Каналоармейцы выполнили огромный объём земляных работ, проложили 37 км искусственных путей и даже перенесли железнодорожную ветку.
После окончания строительства, большинство заключённых, которые привлекались к этому процессу, освободили, остальным сократили сроки.
Первая навигация началась уже спустя три года после старта работ. К 1940 году объём перевозок по каналу составил около 1 млн тонн грузов. Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из пяти ГЭС.
- Строительство канала планировалось ещё в XVIII и XIX веках, однако все оставленные планы были отклонены из-за их высокой стоимости.
- Численность задействованных в стройке рабочих достигала 108 000 человек.
Канал Москва — Волга
Сроки: 1932–1937
Стоимость: 1,9 трлн рублей
Иосиф Сталин на канале Москва – Волга. Перервинский гидроузел (14 июня 1936)
Проект канал из Волги в Москву был призван обеспечить водой столицу СССР и заменить выведенный из эксплуатации в XIX веке мелководный Екатерининский канал.
Как и Беломорско-Балтийский, канал из Волги в Москву строили дёшево, быстро и сердито: без использования импортных материалов и в первые годы вручную.
:no_upscale()/imgs/2021/02/05/01/4496965/78c64f7791a2b280e1f5344667f1811fb3dd410d.jpg)
На строительстве канала Москва – Волга. Вожаки комсомола (1936 год)
Общая длина сооружённого канала составила 128 км. В рамках проекта также возвели гидротехнические сооружения на Москве-реке и несколько гидроэлектростанций.
Особенностью канала является то, что вода из Волги в него не поступает сама, а поднимается насосами по пяти ступеням. На концах ступеней размещены шлюзы, каждый из которых имеет свой архитектурный облик, а их башни украшены декоративными надстройками и скульптурами. Крупнейшее сооружение канала — Северный речной вокзал.
- Соединение Москвы-реки и Волги обсуждалось ещё при Петре I. Было предложено три варианта строительства канала, но до реализации проекта дело не дошло. Частично идея была реализована в правление Николая I, когда соорудили Екатерининский канал.
- В годы Великой Отечественной войны канал использовался в качестве оборонительного сооружения, для чего из него спустили воду.
Байкало-Амурская магистраль
Сроки: 1932–1989
Стоимость: 2,5 трлн рублей (17,7 млрд советских рублей)
БАМ является самым значительным по стоимости и срокам реализации советским инфраструктурным проектом. Постановление Совнаркома СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» вышло в 1932 года, тогда же началось строительство железной дороги.
На строительстве работали бригады из всех союзных республик, а также отряды из Болгарии, Венгрии, Монголии и др. Восточный участок строили воины-железнодорожники.
Во время прокладки дороги работники попутно возводили целые посёлки и промышленные предприятия.
Строительство БАМа (1979 год)
Первый участок БАМа сдали в эксплуатацию в 1945 году. После войны строительство замедлилось и активизировалось лишь в 1960-е годы. В 1974 году БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. По комсомольским путёвкам на строительстве железной дороги побывали около 45 000 человек. А всего в стройке приняли участие около 2 млн человек.
Тоннели, мосты, виадуки и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности дороги. БАМ пересекает 11 рек, семь горных хребтов, а сотни километров проложены в районах высокой сейсмической активности и вечной мерзлоты.
БАМ в застойные советские времена был символом романтики преодоления. Стройке посвящали песни и стихи. Магистраль должна была связать отдалённые и богатые ресурсами дальневосточные регионы с остальной Россией и стать дублёром Транссибу.
В 1989 году магистраль сдали в эксплуатацию, однако строительные работы продолжались и в постсоветское время.
- БАМ является восточной частью неосуществлённого проекта Великого Северного железнодорожного пути. Проект предполагал строительство железной дороги, которая должна была связать берег Баренцева моря и крупнейшие реки Сибири и протянуться до Татарского пролива (пролив у острова Сахалин).
- БАМ почти на 500 км короче Транссиба. Его стратегическим преимуществом является прохождение в глубине страны, на расстоянии 700–1000 км от границы.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, РИА Новости/Самарий Гурарий
-
ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…5.02.2020 16:26 1 783 -
ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису 2008–2009 годов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…11.03.2020 12:58 2 086 -
ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…16.05.2020 21:25 1 398 -
ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…29.07.2020 19:24 601 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…16.10.2020 12:35 1 081 -
ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…6.11.2020 22:16 428 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…16.11.2020 15:52 509 -
ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…3.12.2020 19:16 222
-
ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…10.04.2021 12:02 13 -
ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Социально-экономические условия в начале ХХ века
Смертность в пролетарских районах Петербурга в начале ХХ века, как видим, в два с лишним раза превышает уровень её в районах, заселённых главным образом зажиточным буржуазным и чиновничьим населением. Вычисления статистика С.А.Новосельского из книги Ф.Маркузона «Санитарная статистика в городах предреволюционной России». 1955 год. Из этой же книги – средняя продолжительность жизни людей, родившихся в 1896…8.04.2021 22:50 21 -
ИсторияБлог Valerongrach-а
Чтобы вразумить струсивших моряков, советские танкисты из десанта открыли огонь по буксиру, бросившему их баржу
Когда заходишь в музей техники Задорожного, то прямо у входа, с правой стороны стоят два легких танка М3 «Стюарт» разных модификаций в весьма неплохом виде, как мне кажется (кстати, кто не был в этом музее – настоятельно рекомендую найти время и съездить, если, конечно, история техники вообще и СССР в частности вам интересна). Кто-то скажет:…23.03.2021 11:42 65 -
ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…18.03.2021 12:24 49 -
ИсторияАндрей Бесков
Была ли масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Наши представления о масленице на удивление схематичны. Если поискать информацию о ней в интернете, то мы наверняка найдём такие названия дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщин вечерок, Золовкины посиделки, Проводы. Однако, это всего лишь пересказ сведений из словаря Даля, да и то упрощённый и немного изменённый. У других авторов встречаются иные варианты названий. Выходит,…14.03.2021 12:18 47 -
Историяисторик.рф
10 марта 1888 года русский физик АЛЕКСАНДР СТОЛЕТОВ открыл фотоэффект
Для своих опытов великий русский физик Александр Столетов (1839–1896) основал физическую лабораторию Московского университета, считался одним из наиболее строгих профессоров. Огромных успехов он достиг в исследовательской работе. Столетов создал экспериментальный прибор, состоявший из двух плоскопараллельных дисков, один из которых был сетчатый и пропускал световые лучи. Учёный установил зависимость фототока от величины напряжения батареи и интенсивности светового…10.03.2021 23:35 30 -
ИсторияВалерий Бурт
С наступающим 8 марта! Петроградские ткачихи и Февральская революция
Фото: Архив Какой хозяйкой была Надежда Крупская, и что желал женщинам товарищ Сталин 100 лет назад на 2-й Коммунистической женской конференции 1921 года было решено, что отныне праздник 8 марта будет отмечаться в России. Делегаты форума вспомнили, что именно в тот день 1917 года забастовали петроградские ткачихи, и эта акция переросла в столкновения с полицией,…6.03.2021 16:07 34 -
Историяиз блогов
Дети и Великая Отечественная война. Подборка архивных фотографий
Сын полка Ваня Козлов на раздаче еды советским бойцам на позиции | Фото: Аркадий Шайхет Логика и разум говорят нам, что дети и война — это не совместимые понятия. Детство обязательно должно быть светлым и беззаботным. Ведь мы же все с вами считаем, что были абсолютно счастливы, именно тогда, когда мы были маленькими. Однако же,…3.03.2021 23:35 51 -
ИсторияВасилий Милькин
За красивые глаза и чистую голову. Самые необычные налоги Российской империи и СССР
Заплатил — и спи спокойно Жители США платят государству налоги на подгузники, сливные бачки, крышки для кофейных стаканчиков и даже на наркотики. Современная российская система налогообложения не столь изощрённа. Однако отечественная история богата странными, необычными и временами совсем не гуманными налогами и сборами. О самых интересных из них — в материале «Секрета». Царская эпоха Пётр…27.02.2021 14:41 32 -
ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…22.02.2021 12:15 50 -
ИсторияВалерий Бурт
Переводы с «детского». 115 лет назад родилась Агния Барто
Фото: Архив На книгах писательницы выросло не одно поколение маленьких читателей. Интересные факты биографии Самыми известными детскими литераторами в СССР были Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Николай Носов. И — Агния Барто. Она считала, что детское стихотворение должно быть непременно со смыслом, подтекстом. Если стихи пришлись по вкусу ребенку, они обязательно останутся…19.02.2021 18:30 52 -
ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…18.02.2021 12:25 43 -
ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…17.02.2021 16:12 60 -
ИсторияАлександр Митрофанов
Красный Врангель: как советские моряки не отдали американцам и англичанам северный остров
Советская экспедиция на остров Врангеля на корабле «Красный Октябрь» ©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News Советской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только во время Гражданской войны. После того как отгремели сражения, противостояние продолжилось. На Дальнем Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореплавателями, поднявшими там флаг Российской империи,…13.02.2021 16:54 66 -
ИсторияВасилий Милькин
Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР
Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР. «Першпективная дорога»/«Столичный тракт» Сроки: 1712–1746 (1764) Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн…6.02.2021 11:20 45 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Сталинградская битва продолжается. Теперь за умы
2 февраля 1943 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных битв в истории человечества – сражение за Сталинград. В тяжелейших боях июля-ноября 1942 года Красной Армии удалось остановить немецкое наступление, а зимой 1942 – 1943 окружить группировку гитлеровцев и их союзников в ходе контрнаступательной операции «Уран». 6-я армия генерала Паулюса была надёжно зажата в…2.02.2021 17:07 58 -
ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…1.02.2021 14:26 67 -
ИсторияРусранд Рустем Ринатович Вахитов
Летописец или пророк?
В этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения великого русского историка, педагога, публициста, общественного деятеля Василия Осиповича Ключевского. Ключевский, родившийся в 1841 году, то есть за 12 лет до Крымской войны, а прожил до 1911 года, неполных 6 лет не дожив до Октябрьской революции. Сам он в старости говорил, что ХХ век ему чужд и он чувствует себя человеком XIX века. Так чем же он может быть интересен и важен для нас, людей, для которых…30.01.2021 14:39 86 -
Историяruinformer.com
Снятие блокады Ленинграда
Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории русского народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью…27.01.2021 11:36 66 -
ИсторияВалерий Бурт
Великий Игорь Моисеев. Учитель танцев и мастер сцены. Шахматист и педагог
Фото отсюда Хореограф был очень талантлив. Стал любимцем Иосифа Сталина. И перешагнул рубеж в 100 лет. В числе российских знаменитостей, успешно перешагивавших 100-летний рубеж, — балерина Марина Семенова, актеры Николай Анненков и Владимир Зельдин, певица Изабелла Юрьева, художник Борис Ефимов, физик Исаак Халатников. В том же списке — хореограф, руководитель Ансамбля народного танца Игорь Моисеев….24.01.2021 12:09 42 -
Историяruinformer.com
День прорыва блокады Ленинграда
18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух…18.01.2021 14:06 37 -
ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
«Придёт день, когда история скажет своё слово…»
Патрис Лумумба — конголезский политический и государственный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960 года, национальный герой Демократической Республики Конго, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго (НДК). На первых в стране выборах в мае 1960 года НДК получила в парламенте 44 места из 137. По итогам…18.01.2021 1:11 42 -
ИсторияВалерий Бурт
Моя милиция меня бережет. Как работала советская служба
Фото: Архив Из жизни стражей порядка. «Помни Сталинскую заботу о людях, помогай детям, старикам, слепым…» Несколько лет назад у приятеля-коллекционера узрел небольшого формата красную книжечку – «Справочник милиционера по гор. Москве», изданную столичным Управлением рабоче-крестьянской милиции в 1936 году. Вещица занятная, раритетная. Полистал ее, кое-что выписал. «Товарищ милиционер! – говорится в справочнике. — Ты являешься…17.01.2021 14:12 52 -
ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…16.01.2021 15:18 46 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Подвиг Ленинграда нуждается в нашей защите
12 – 18 января 1943 года – одна из важнейших памятных дат в истории нашей страны. В течение этих нескольких дней войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота прорвали кольцо блокады вокруг героического города на Неве, благодаря чему возобновилась нормальная связь Ленинграда, его жителей и защитников с Большой землёй. С этого момента Ленинград…12.01.2021 9:31 67 -
Историяruinformer.com
11 января. День в истории
1917 На территории России создан первый заповедник – Баргузинский. Учрежденный (29 декабря 1916) 11 января 1917 года Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником на государственных землях. В его задачу входило сохранение и изучение соболя – фаворита пушного царства. В начале 20 столетия из-за неограниченного отстрела зверёк, некогда заселявший огромную территорию от Северного Приуралья…11.01.2021 20:09 65 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 2
Итак, как говорилось в прошлом посте, с началом 1970 годов АЗЛК (бывший МЗМА) оказался в крайне сложной ситуации. В том смысле, что необходимость строительства Волжского Автомобильного завода — вместе с целым городом Тольятти, обеспечивающим его существования — надолго оставила все остальные автозаводы без возможности инвестиций. Разумеется, подобное решение имело очевидную целесообразность, поскольку позволило не только в разы…10.01.2021 15:18 52 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 1
Кстати, если уж начали говорить о советском дизайне, то можно привести очень хороший пример, показывающий одновременно и его сильные стороны, и его проблемы. Это — судьба автомобиля «Москвич». Разумеется, не в смысле отдельного автомобиля, а в смысле развития указанной марки. Дело в том, что МЗМА-АЗЛК имел один из самых больших в Союзе конструкторских потенциалов — ИМХО,…10.01.2021 15:01 57 -
ИсторияАлексей Волынец
Плавучий банк на просторах Волги
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин….10.01.2021 13:55 47 -
ИсторияОльга Жукова
Культурный фронт Великой Отечественной войны
RUSRAND.RU: В 2020-м году вышла из печати очень актуальная книга историка Ольги Германовны Жуковой «Культурный фронт Великой Отечественной войны». Это исследование — приговор и обличение теперешнему смутному времени запрета на государственную идеологию, а значит и осмысленную системную государственную культурную политику просвещения и возвышения народа. Вместо этого — современная «культура» деградации шоу-бизнеса или хиреющих из-за недофинансирований многочисленных бюджетных учреждений, предоставляющих теперь «услуги в сфере культурного досуга». А еще 100 лет назад, в молодом…7.01.2021 0:26 93
-
ИсторияВасилий Милькин
За красивые глаза и чистую голову. Самые необычные налоги Российской империи и СССР
Заплатил — и спи спокойно Жители США платят государству налоги на подгузники, сливные бачки, крышки для кофейных стаканчиков и даже на наркотики. Современная российская система налогообложения не столь изощрённа. Однако отечественная история богата странными, необычными и временами совсем не гуманными налогами и сборами. О самых интересных из них — в материале «Секрета». Царская эпоха Пётр…27.02.2021 14:41 32 -
ИсторияВасилий Милькин
Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР
Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР. «Першпективная дорога»/«Столичный тракт» Сроки: 1712–1746 (1764) Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн…6.02.2021 11:20 45 -
ЭкономикаВасилий Милькин Дарья Щекина
Финляндия хочет отказаться от экспорта электроэнергии. Это лишит Россию миллиардов рублей
Финляндия, крупнейший импортёр российской электроэнергии, рассматривает ускоренный переход на возобновляемую генерацию и полный отказ от закупок в других странах. Для России это означает серьезную потерю доходов. Только в 2019 году в Финляндию экспортировали российской электроэнергии на 22 млрд рублей. Оператор финских электросетей Fingrid представил четыре сценария развития энергосистемы Финляндии. Три из них предполагают полный отказ от импорта…30.01.2021 13:37 68
Лента новостей
-
- Россия выплатила WADA обязательный взнос за 2021 год 10.04.2021 22:39
- Новости экономики. 10.04.2021 10.04.2021 10:40
- Потребительская корзина подорожала в Новосибирской области на 7% 10.04.2021 10:15
- Экспорт продукции АПК из России с начала года вырос на 16% 10.04.2021 10:11
- Председатель НАК сравнил коррупцию с изменой Родине 10.04.2021 0:33
- Позиции турецкой артиллерии подверглись ударам ВКС России 9.04.2021 23:59
- На Колыме авиапредприятие два месяца не платило 163-м работникам зарплату. За них заступился прокурор 9.04.2021 18:55
- Корабли США направляются в Черное море 9.04.2021 18:13
- Разные новости 09.04.2021 9.04.2021 12:34
- «А вы что сделали?»: забайкальская «ЕР» использовала образ Юрия Гагарина для «партийного проекта» 9.04.2021 10:42
Популярное за неделю
Донбасский хайп на слезинке… 05.04.2021 00:23 367
Пока еще не слишком поздно… 06.04.2021 18:52 127
«Мы живем под собою не чуя… 02.04.2021 20:25 117